Урок 9.04.2020

Тема: «Мастера русского авангарда»

Прочитать и ответить письменно на вопросы:

  • В чем заключались главные художественные открытия В.В.Кандинского?
  • Почему В.В.Кандинский приходит к убеждению, что «предметность вредна его картинам»?
  • Всмотритесь в «Композицию VI» В.В.Кандинского. Какие мысли и чувства она рождает в вашей душе? Почему?

Русское изобразительное искусство в начале XX в. отличалось сложностью и противоречивостью художественных исканий, выразившихся в обилии соседствующих, сменяющих друг друга объединений, взаимоисключающих лозунгов и стилистических ориентаций. На глазах изумлённой публики рождалось новое искусство, способное поразить воображение самых искушённых зрителей и критиков. Уникальным явлением в истории мировой культуры стал русский авангард, занимающий сегодня почётное место в экспозициях крупнейших музеев мира. Русские художники, блестяще усвоившие традиции французской живописи, нашли свой собственный путь. В России художники-авангардисты – это те, которые писали в стиле абстракционизма, супрематизма, конструктивизма и кубофутуризма. Среди них можно выделить В.В.Кандинского, К.С.Малевича, П.Н.Филонова.

Основоположником абстракционизма в изобразительном искусстве по праву считают Василия Васильевича Кандинского (1866—1944).

Главным предметом экспериментов художника становилось пространство, в котором он пытался построить новые взаимоотношения между миром реальным и абстрактным. Разрушение предметности явилось прелюдией к смелой абстракции художника.

Важнейшей задачей стали также поиски новых способов выражения духовного начала в живописи. В книге «О духовном в искусстве» (1911) Кандинский провозгласил свободу художника в выборе средств, стилей и манеры творчества:

«Цвет — это клавиши; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу. Гармония красок может основываться только на принципе целесообразного затрагивания человеческой души»

Кандинский разрабатывает собственную концепцию цветов, способных вызвать у человека определённые эмоции. По его мнению, цвета обладают особым звучанием: «…от лимонно-жёлтого уху больно, как от высокого звука флейты, киноварь притягивает, как огонь, глаз ищет покоя в синем и зелёном». Жёлтый ассоциируется с земным, синий — с небесным, спокойным и напоминает печальное звучание виолончели, зелёный воплощает неподвижное и антиэмоциональное.

Свои картины Кандинский делил на три основные группы:

  • «импрессии»,
  • «импровизации»
  • «композиции»

«Импрессии», по его мнению, возникали в результате фиксации прямых впечатлений от внешнего мира. Зритель без особого труда мог различить в них конкретные очертания реальных предметов

«Импрессия 3. Концерт», 1911

«Импровизации», напротив, отрывались от реальных впечатлений. В процессе их создания активную роль играли фантазия и интуиция художника. Язык скрытых ассоциаций был труден для зрителей, а потому не поддавался расшифровке

«Импровизация 26»

Впрочем, и сам художник не скрывал своего пристрастия к тайнам творчества и любил сохранять их для зрителей:

«Разговор о тайном с помощью тайного. Разве это не содержание? Разве это не осознанная или бессознательная цель необходимого творческого напора?»

Своим высшим творческим созданием Кандинский считал «композиции», представляющие собой синтез фантастического и реального, интуитивного и рационального. Из десяти работ, выполненных художником, сохранилось семь.

«Композиция VI»

«Композиция VI» вызывает впечатление открывшейся перед зрителем бесконечности пространства. Отсутствие конкретного сюжета вовсе не означало полного отсутствия содержания. Сам художник связывал её с ветхозаветным Всемирным потопом. Композицию картины составляют несколько центров, измерить или определить расстояние между которыми не представляется возможным. Изящные, тонкие комбинации коротких линий, широкие полосы сочных и ярких оттенков плавно и мягко перетекают друг в друга. Наше внимание привлекают и всевозможные варианты цветовых сочетаний: светлых и тёмных, бледных и ярких. Внутреннее движение цвета и линии выражает сложную и напряжённую жизнь человеческого духа. Зритель вовлекается в стихийный водоворот красок и линий, сам становится участником той всемирной катастрофы, которая преобразует земной и небесный хаос в совершеннейшую гармонию.

В последний период творчества, который художник называл «холодным», он всё реже использует термин «абстрактная живопись». На смену ему приходит «язык универсума», в котором он обращается к геометрическим формам: треугольнику, квадрату и кругу. Каждая из этих форм, по его мнению, обладает собственным содержанием, способностью выступать в качестве определённого знака-символа.

Треугольник призван разбудить движения души, устремить помыслы к достижению высших целей. Круг как символ совершенства и полноты мироздания вселяет ощущение обретения высшей истины. Круг становится для него единственной «романтической формой», способной воспроизвести «четвёртое измерение». Круг — это «лёд, внутри которого бушует пламень». Среди картин, выполненных в последние двадцать лет, хотелось бы отметить:

«Нежное напряжение №85»
«Несколько кругов»
«Доминирующая кривая»

Ответы на вопросы необходимо сфотографировать и отправить, заполнив форму ниже. Прислать до 16.04.20



    Отправить файлы с заданием



    Убедитесь, что все файлы загружены!