Тема: «Многоликий Петербург»
- Прочитай текст, посмотри видео и ответь письменно на вопросы:
- О ком и о чём «рассказывают» дворцы и особняки?
- Что сейчас во Дворце Дервиза и в особняке Варгуниных?(можно найти информацию в Интернет)
К началу XX века центр Петербурга украсили новые дворцы и особняки. Их владельцы были очень богатыми людьми. Получая европейское образование, они «создавали уровень вкуса» в петербургском обществе, «задавали тон» всему петербургскому стилю поведения. В одинаковой степени ценили грамотную речь, хорошие манеры, элегантную одежду, вежливость, сдержанность, чувство собственного достоинства.
2. Прочитай текст, посмотри видео и ответь письменно на вопрос:
- О ком и о чём «помнят» доходные дома?
Петербургские дворцы и особняки — «капля в море» среди доходных домов. На улицах в центре современного Петербурга мы нечасто их видим, зато почти на каждый встречающийся на нашем пути дом — доходный. Владели доходными домами люди из разных слоёв общества: бывшие крестьяне, дворяне, купцы, промышленники и даже…великие князья. И сохранившиеся до наших дней здания напоминают о бывших домовладельцах.
О ком ещё напоминает любой доходный дом? О дворниках, тех людях, которые обслуживали многоэтажные жилые корпуса, дворы, Большой доходный дом обслуживали несколько человек. Главной фигурой был старший дворник, ему подчинялись другие дворники. Они дежурили ночью у ворот, следили за тем, чтобы во двор попадали только «свои» жильцы, приходящая прислуга, дозволенные уличные торговцы, трубочисты.
Дворники убирали улицу, двор, выливали воду из бочек, поставленных под водосточные трубы, подметали лестницу, разносили дрова по квартирам, нередко оказывали разные услуги жильцам: выколачивали ковры, выносили вещи при отъезде жильцов на дачи, носили корзины с бельём на чердак. Старший дворник докладывал хозяину о необходимости ремонтировать дом, крышу… В подъезде дежурил швейцар, хозяин дома выдавал ему особую форму. Жил швейцар в каморке под лестницей. Он следил за чистотой и порядком на лестнице. В парадном было тепло, светло и красиво: на ступенях — ковровые дорожки, в больших окнах — витражи. Если в доме был лифт, то швейцар выполнял обязанности лифтёра, за что каждый жилец вносил ежемесячную плату. Швейцар хорошо знал всех жильцов, если приходил незнакомый человек, то швейцар спрашивал, к кому он идёт, и следил за ним. На ночь он запирал парадный вход, но по звонку запоздавшего жильца отпирал дверь.
Доходный дом — это хранилище памяти о жильцах, о тех, кто снимал в нём квартиры.
3. Прочитай текст. Ответь письменно на вопросы:
- Представители каких слоёв общества жили в одном доходном доме?
- На примере описания жизни двух семей найди сходства и различия в их быту.
1. Квартиру из 9 комнат занимала семья известного весьма преуспевающего адвоката. У каждого члена семьи своя комната, а ещё гостиная, столовая, кабинет. Глава семьи мечтал о том, чтобы его сыновья учились в Университете, который окончил он. Однако один из них поступил в Электротехнический институт, а другой — в Политехнический. Дочь учится в гимназии. Вечерами семья собирается вместе. После ужина переходят в гостиную, где можно поиграть на рояле, обсудить семейные дела, поделиться впечатлением от прочитанной книги или просмотренного спектакля. Покой, взаимное уважение, любовь царят в семье. Хотя в последнее время всё чаще ведутся споры о неравноправии в обществе, о дальнейшей судьбе России, о новом искусстве… Спорящие горячатся, но стараются выслушать друг друга, найти убедительные доказательства своей правоты. Сдержанность и вежливость — отличительные черты всех членов семьи. И ещё гостеприимство — в доме часто собираются родственники, друзья родителей, детей
2. Одну из многокомнатных квартир на третьем этаже «парадного» корпуса занимала семья предпринимателя. Семья была большой, но прислуги держала немного. Обстановка в квартире была солидная, добротная, без всяких модных вывертов и купеческих архаизмов. Хозяин выходец из низов, окончил коммерческое училище. Сыновья учились в Университете, дочери — в гимназии. Жизнь в доме шла размеренно, по давно заведённым в семье обычаям: вместе завтракали, ужинали. Иногда устраивали семейные вечера. Принимали по праздникам гостей, устраивали танцы под игру на домашнем рояле. Их одежда отличалась элегантностью. Молодежь в церковь не ходила, интересовалась театрами, концертами, любила балы… Любили поговорить о политике. Все члены семьи отличались вежливостью, даже к дворнику и кухарке обращались на «вы».
3. На четвёртом этаже в небольшой квартире жила семья портного. Глава семьи начинал работать рано — уже в 6 часов он сидел на своём громадном портновском столе. Шил на дому верхние дамские вещи от модного магазина-ателье. Заказчицы были дамами состоятельными и капризными. Но никто не мог пожаловаться на работу портного. В работе ему помогали дети. Портной был начитанным человеком, интересным собеседником. Очень ценил знания, отдал детей учиться в гимназию. Жили скромно. Жена целый день хлопотала по хозяйству, прислуги не держали. На завтрак ели кашу и пили чай. Обед состоял из трёх блюд: щи, тушёное мясо или рыба с овощами, компот. Иногда вечерами кто-нибудь из старших детей читал вслух книгу. Любили ходить в оперетту. Портной считал необходимым вывозить летом семью на дачу, сам же оставался в городе и работал.
4. На последнем этаже в невзрачной квартирке, жила семья слесаря с Варшавского вокзала. Глава семьи зарабатывал примерно столько же. сколько мелкий служащий, но его девиз был: «По одежке протягивай ножки». Поэтому денег всегда хватало на простую, но сытную еду. Одежду покупали на несколько лет, поэтому главным было качество ткани, а не мода. Жена работала на фабрике «Треугольник» и вела домашнее хозяйство. Дочь, отучившись в школе, пошла работать вместе с матерью. Сын учился на слесаря в училище. Члены семьи отлично ладили между собой, никогда не ссорились с соседями, были вежливы и доброжелательны. Любили слушать духовой оркестр в саду. Ходили на представления в цирк, в Народный дом.
4. Прочитай текст и ответь письменно на вопрос:
- Как жили петербургские рабочие?
Очень часто повседневная жизнь рабочих в начале XX в. представляется мрачной, тяжёлой, безрадостной. Сохранились разнообразные источники, рассказывающие о быте обитателей рабочих окраин: кварталы жилых каменных зданий около завода, единичные деревянные дома, фотографии в архивах, в музеях, в некоторых семейных альбомах, деловые бумаги промышленников, отчёты санитарной инспекции и другие важные документы, воспоминания современников…
Владельцы предприятий, которые хотели сохранить своё доброе имя, поднять престиж завода, а также иметь отлично работающих работников, строили удобные и добротные «рабочие городки». Эти юродки состояли из жилых домов с квартирами разной степени комфортности и общественных зданий, необходимых горожанам: школа, храм, иногда больница и иные заведения… В городках жили семьи профессиональных рабочих, чаще потомственных рабочих. Как правило, они и их дети обучались профессии в училищах при заводах. Их труд неплохо оплачивался.
Ф. К. Сан-Галли построил для рабочих 18 двухэтажных домов. В двухкомнатных квартирах с кухнями был водопровод и прочие удобства. Для детей рабочих, мальчиков и девочек, была устроена бесплатная школа. В случае смерти отца-работника, прослужившего у Сан-Галли не менее 10 лет, его семья обеспечивалась пенсией.
Предприниматель Э. Нобель создал благоустроенный рабочий городок с бесплатной школой, больницей и Народным домом. Жилой дом для служащих и рабочих завода построили по проекту выдающегося архитектора Ф.И.Лидваля. В Народном доме Нобель устраивал новогодние ёлки и другие праздники для детей. Там же рабочие имели возможность посещать библиотеку, кружки, концерты. Больные рабочие и служащие лечились бесплатно в больнице.
Варгунины построили жилой дом для рабочих своей фабрики на улице Новосёлов (д. 2). Устроили начальные школы для детей рабочих Невской заставы, а также вечерние школы для взрослых. По их инициативе за Невской заставой были открыты библиотеки-читальни. Варгунины учредили Невское общество устройства народных развлечений.
Отчёты санитарной комиссии, воспоминания рабочих тех лег сохранили сведения и об иных условиях быта рабочих. Около некоторых, чаще всего казённых, заводов строились деревянные бараки. Длинные здания стояли близко друг к другу на немощёных, грязных, пыльных улицах. В этих домах не было водопровода, воду орали из колодцев или покупали у водовозов, отсутствовала канализация, а иногда и выгребные ямы, нечистоты выливали прямо в канаву. В таких петербургских уголках процветали пьянство, драки, брань.
Непрофессиональные рабочие жили не в квартирах, а занимали угол или койку. Современник сообщает, что в двухкомнатной квартире жили 15 человек, где на каждого человека приходилось в среднем по 2кв. метра. В одной из комнат проживало две семьи, отделившись друг от друга занавеской. Койку нередко арендовали два человека: пока один работал, другой спал. Продукты, часто недоброкачественные, рабочим приходилось покупать в заводских лавках. За медицинской помощью обращались к заводскому врачу.
Несмотря на различия в повседневной жизни, у профессиональных и непрофессиональных рабочих были общие проблемы. Самая главная из них — отсутствие рабочего законодательства. Поэтому продолжительность рабочего дня могла составлять десять, а то и более часов. На всех заводах совершенно справедливо штрафовали за плохо выполненную работу, опоздание, болтовню и т. д. Однако размеры штрафов устанавливались произвольно. На предприятиях допускался детский труд, причём детям и женщинам платили за работу меньше, чем мужчинам. Далеко не на всех предприятиях следовали правилам безопасности труда, как на заводе Нобеля. Поэтому рабочие часто получали производственные травмы, болели, и их просто увольняли.
Письменные ответы необходимо сфотографировать, заполнить форму ниже и отправить. Прислать фотографии до 16.04.20