Тема: «Русская музыка 20 века»
Российская музыка XX в., успешно развивавшая традиции зарубежных и отечественных композиторов, в то же время пролагала новые пути и осуществляла смелые эксперименты. Несмотря на революционные потрясения и социальные катаклизмы Новейшего времени, в ней органично соединялись различные стили и направления, представленные творчеством талантливых композиторов-классиков. Многие произведения С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова принадлежат к шедеврам мировой музыкальной культуры.
Заметным явлением отечественной музыкальной культуры стал музыкальный авангард, возникший на рубеже I960— 1970-х гг. Его талантливыми представителями являются А. Г. Шнитке (1934—1998), С. А. Губайдулина (р. 1931), Э. В. Денисов (1929—1996). Творчество каждого из них — это новаторский поиск, смелость и оригинальность в решении музыкальных тем, эмоциональность исполнительской манеры.
Альфред Гарриевич Шнитке — крупнейший композитор XX в., яркий представитель русского музыкального авангарда. Творчеству Шнитке всегда были присущи ярко выраженная философская направленность, обращение к важнейшим духовным проблемам человечества, масштабность мышления и яркая эмоциональная выразительность. Его музыка предлагала слушателям задуматься о смысле жизни и преодолении смерти, об извечном противостоянии добра и зла, силе человеческого страдания и веры. В его сочинениях всегда угадывался человек с его чутким и обострённым отношением к миру, к его прошлому и настоящему.
Пожалуй, ни один композитор не осуществлял в своей практике такой грандиозный эксперимент с прошлым, какой проводил Шнитке. Обладая уникальной способностью мыслить категориями далёкого прошлого и одновременно опережая время, он заглядывал в будущее. В произведениях он смело соединял классические традиции и современную композиторскую технику. Не случайно он говорил, что «музыка — это подслушанные крики времени» и что на самом деле он музыку не пишет, а только «улавливает» «чужие» мелодии и интонации.
А. Г. Шнитке принадлежит заслуга в создании универсального композиторского метода полистилистики — соединения в одном произведении элементов разных стилей. «Игра» чужими стилями, цитирование, коллаж, намёк становятся основой художественной концепции большинства его сочинений. Композитор смело вводит в свои произведения элементы чужой музыки (например, Моцарта, Э. Грига, духовных песнопений, маршей И. О. Дунаевского). Всё это придает его произведениям интернациональный характер, делает музыку доступной и понятной слушателям различных стран и континентов.
Так, в Первой симфонии (1972) дана широчайшая панорама музыки многих стилей, жанров и направлений. В одном произведении представлена музыка классическая, авангардная, древние хоралы, вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши и джаз (можно прослушать часть симфонии):
Шнитке успешно работал почти во всех традиционных жанрах — от опер и симфоний до музыки к кинофильмам. Каталог его произведений включает более 70 наименований. Среди них есть оперы, музыка к балетам, симфонии, концерты для солирующих инструментов с оркестром, вокальные и хоровые сочинения. Особое место в его творчестве занимает духовная музыка, в которой он использует традиции различных христианских конфессий. Шнитке является автором музыки к десяткам игровых, документальных и мультипликационных фильмов, созданных известными режиссёрами, а также музыки к драматическим спектаклям для МХАТ и Театра на Таганке в Москве.
Ответить письменно на вопросы:
- Что на ваш взгляд отличает музыку А.Г.Шнитке? Какие чувства вызывает его творчество?
Ответы сфотографировать и прислать, заполнив форму ниже. До 30.04